Включив
в свой лексикон американское словечко "crunk", вы можете попасть в
непростую ситуацию. Слишком уж оно многозначно. Во-первых, им иногда
заменяют нецензурные выражения. Типа, "мля". Во-вторых, оно незаменимо,
когда остальные превосходные эпитеты вроде "cool", "hype", а также
"крутой", "клевый" и "омуенный", кажутся недостаточно емкими. Наконец,
есть симпатичная версия о происхождении слова "crunk" от смешения
"crazy" (безумие) и "drunk" (пьянство). Хотя главный эксперт в этом
вопросе, Lil Jon, говорит, что "crunk" означает высшее энергетическое
состояние. Этим словом он называет созданное им же направление в
хип-хопе.
Сложно ли в такой зрелой культуре как хип-хоп
создать новое направление? Как выясняется - нет. В этом деле самое
важное придумать хлесткое название. Не смейтесь, но главный критерий
стиля crunk - участие в треке Lil Jon'a, неважно в каком амплуа -
исполнителя или продюсера. В остальном же crunk не нарушает
стилистических рамок dirty south, характерного южного рэпца, не без
влияния кантри. Естественно, как уроженец Атланты, Lil Jon нырнул
именно в эту пучину.
Атланта богата на таланты. Перечислим
только персон континентального масштаба: Outкast, Goodie Mob, Usher,
Jermaine Dupri, Ludacris. И сегодня мы имеем все основания добавлять в
этот список Лил Джона. Хотя его дорога к славе была увенчана не розами,
но терниями.
Лил Джон, урожденный Джонатан Смит, немало лет
прозябал в качестве бойца андеграунда, за плечами Джонатана карьера
клубного ди-джея в родной Атланте. С середины 90-х начались его опыты
на почве продюсирования: с подачи Джермэйна Дюпри он получил пост на
рекорд-лейбле So So Def. Первыми заслуживающими внимания работами стали
композиции для Too $hort. В 1996 году он дебютирует как артист и при
поддержке своей братвы Eastside Boyz (Big Sam и Lil Bo) выпускает
альбом "Get Crunk, Who U Wit: Da Album". Диск провалился, возможно в
силу слабой дистрибьюции и отсутствии промо-клмпании (в 2003 часть
этого материала в ремикшированом виде была переиздана под названием
"Certified Crunk"), а возможно потому, что народ не был готов к
агрессивной энергетике кранка. Незамеченным остался и следующий альбом
Lil Jon & Eastside Boyz "We Still Crunk", выпущенный инди-лейблом
BME. Парадокс, но при этом навыки Джона, как продюсера пользовались
спросом, бренд "Lil Jon" был известен не только в пределах штата
Джорджия.
В значительной мере переломил ситуацию выход альбома
"Put Yo Hood Up". Продюсерские успехи Lil Jon'a позволили привлечь к
записи альбома настоящих звезд, таких как Ludacris и МОР. Да и сам Lil
Jon поднатаскался в написании хитов и четко знал, что и как необходимо
делать. Не перегружая мозги слушателей философскими раздумьями и
политическими лозунгами, Lil Jon & Eastside Boyz развлекали
зрителей качественными клубными хитами с мощнейшей басовой линией и
накрепко впечатывающимися в мозг припевами. Треки "Bia, Bia" и "Put Yo
Hood Up" позволили Джонатану выбраться из андеграунда и впервые в своей
карьере получить золотой диск.
А в следующем году плотину
прорвало. Национальный триумф альбома "King Of Crunk" (двойная
"платина") вывел Lil Jon'а в число первых персон мировой рэп-сцены и
сделал его одним из самых влиятельных артистов и продюсеров в
современном хип-хопе. Начиная с 2002, в список его клиентов попали
Trick Daddy, Nappy Roots, Ying Yang Twins, Mobb Deep, Young Buck, David
Banner и многие-многие другие. Не менее презентабельно выглядит список
соучастников с альбома "King of Crunk". Весь Юг и сочувствующие: Ying
Yang Twins, Eightball, MJG, Mystikal, Trick Daddy, Petey Pablo, Kraziye
Bone, Devin The Dude, E40, и на сладкое - Fat Joe, Styles и Jadakiss.
Трек "I Don`t Give a…" взрывал танцполы, а "Get Low" заставлял всех
геймеров, играющих в Need For Speed Underground, еще агрессивнее давить
на газ.
В 2004 успехи Lil Jon были связаны с продюсированием.
О мегахите "Yeah!", написанном им для Usher'a неоднократно говорилось,
неплохим был и дебют новых подопечных Лил Джона и лейбла BME - Lil
Scrappy и Trillville. А на конец сезона назначен релиз очередного
альбома "Crunk Juice". Новый шедевр грозит побить все рекорды "King of
Crunk". Продолжительный список гостей возглавляют такие легенды как Ice
Cube, Nas и Snoop Dogg. Не всё Джонатан стал продюсировать сам,
несколько треков он доверил кудесникам звука Scott Storch и Neptunes,
Timbaland и Rick Rubin. Несколько неожиданно в числе приглашенных
гостей смотрятся панки Bad Brains и рокер Томми Ли.
Так что
триумфальное шествие музыки crunk будет продолжено. Плодовитый
музыкант, яростный МС, хвастливый собеседник и неугомонный продюсер,
склонный к смешению стилей, Лил Джон способен одеть crunk в одежды
любого музыкального стиля. Вчера он писал Сrunk&B для Ашера,
сегодня - crunk-rock для группы Korn. Чем он займется завтра?
Дискография
Get Crunk, Who U Wit: Da Album / Mirror Image / 1997